Некоммерческое партнерство Альянс Печных Дел Мастера
 RSS  • FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация   •  Избранные темы   •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Чат  •  Вход





 Сам себе гончар и керамист Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
IgorUA



Зарегистрирован: Ср 13 Июнь 2007, 19:11
Сообщения: 1101
Регион: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: Сб 23 Август 2008, 18:42 Ответить с цитатойВернуться к началу

Как самостоятельно сделать изразцы, кирпич ручной формовки из красной глины или шамота, декоративную керамику (терракот или глазурованную) для оформления и украшения печных конструкций.

Керамический дизайн и технологии
Цитата:
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МАТЕРИАЛАМ

Глазури
(Описание понятия "глазурь", параметров, которыми характеризуется глазурь как стекловидное покрытие и как водная суспензия.)
• Белые эмали
• Бесцветные прозрачные глазури и флюсы
• Глазури на 1000-1250 серии S-0114
• Глазури на 1190 - 1250С серии S-0126
• Глазури на 1190 - 1250С серии S-0129/130
• Глазури на 1230-1250С серии S-0135
• Глазури на 900 - 1100С серии S-0121
• Майоликовые глазури (поливы)
• Матовые глазури 1200С серии S-0225
• Матовые глазури 1200С серии S-0229
• Матовые глазури на 1050 - 1250 серии S-0220
• Матовые глазури на 900 - 1150С серии S-0205
• Особые глазури
• Цветные глазури на 950-1200С серии S-0102
• Эффектарные глазури серий S-0240 и S-0241

Ангобы
(Классификация, назначение и свойства ангобов, техника их нанесения.)
• Ангобы для сплошных покрытий
• Ангобы серии S-0620
• Белые ангобы

Люстровые краски
(Описание назначения и особенностей применения люстровых красок.)
• Люстровые краски
• Препараты металлов
• Разбавители и эффектаторы

Керамические массы ("глины")
(Описание основных характеристик глин, шамотов, фаянса, шликера и т.п. материалов для формования изделий из керамики.)
• Беложгущиеся массы
• Красножгущиеся массы
• Шамотные массы

Пигменты
(Общее описание свойств и назначения керамических пигментов.)
• Бирюзовые, хром-бирюзовые, голубые пигменты
• Грануляты
• Желтые пигменты
• Зеленые пигменты
• Коричневые пигменты
• Красные, оранжевые пигменты
• Пастель подглазурная
• Розовые, малиновые пигменты
• Серые пигменты
• Синие пигменты
• Фиолетовые, сиреневые пигменты
• Черные пигменты

Соли и оксиды металлов
(Описание солей и оксидов металлов, окрашивающих керамические материалы.)
• другие
• железо
• кобальт
• марганец
• медь
• никель
• титан
• хром
• цинк

Надглазурные краски
(Общее описание назначения и особенностей применения надглазурных красок.)
• Белые краски
• Бирюзовые, хром-бирюзовые краски
• Желтые краски
• Зеленые краски
• Коричневые краски
• Красные, оранжевые краски
• Розовые краски
• САНШАЙН, стойкие краски
• Связующие для надглазурных красок
• Серые краски
• Синие краски
• Фиолетовые, сиреневые, пурпуровые краски
• Черные краски

Вспомогательные материалы, приспособления, формы
(Вспомогательные материалы, используемые в художественной керамике, приспособления, кисти.)
• Гипсовые формы
• Готовые утильные изделия
• Кисти, стеки, петли
• Клюшки
• Материалы
• Приспособления
• Скульптурные ножи

Холодные краски
(Описание внешнего вида, свойств холодных красок Idea, техники работы с ними.)
• Безобжиговые краски

Оборудование, печи, гончарные круги
(Гончарные круги, печи, нагревательная проволока, кирпичи и вата…)
• Гончарные круги
• Контроллеры, термопары
• Нагреватели для печей
• Оборудование для обработки глины
• Огнеупоры для печей
• Печи газовые
• Печи электрические серии KE-L
• Печи электрические серии KE-N
• Печи электрические серии KE-S и S+
• Печи электрические серии TE-S
• Печи электрические серии TE-МСС+
• Печные полки
• Студийное оборудование

Краски для подглазурной и майоликовой росписи
(Описание красок для подглазурной и майоликовой росписи.)
• Краски высокого огня
• Подглазурные краски

Книги, методические и информационные материалы
(Книги, методические и информационные материалы, имеющиеся в распоряжении ООО ХОРСС.)
• Книги
• Методические и информационные материалы


Газовые печи Helmut Rohde GmbH для обжига керамики с температурой до 1320°C. Обзор печей на газе, а также материалов и приспособлений для строительства собственных газовых печей, можно почитать на русском языке в pdf-брошюре (505 kB).

Печь газовая Rohde S-0734 (Печь раку KR 150), объём 150 л, тихая газовая горелка на 30 кВт с термопарой для цифрового контроля температуры, температура в печи до 1150°C, пропан-бутан из баллона, вес 125 кг, размеры камеры 610х570х510 (высота) мм, наружные размеры печи 840х730х960 (высота) мм.
Подробное описание (840 kB).

Электрическая печь S-0755 (КЕ 250 L Rohde)
Цитата:
Основные параметры:
• габариты камеры 540 х 640 мм, высота 790 мм;
• внешние размеры 860 х 1150 мм, высота 1900 мм, ножки печи демонтируются для транспортировки;
• мощность 13,5 кВт, трехфазное питание 380 вольт, розетка CEE32А;
• вес печи - 360 кг.
Максимальная температура - 1280°C.
Нагреватели проволочные, расположены на двух стенках и поде печи.

Коррозионная защита металла обеспечивается вентиляцией внешних стенок печи, использованием нержавеющей стали.

Дверца легко и широко открывается, во время работы надежно закрывается и даже может быть заперта. Дверь правая, если требуется левая, это нужно указать при заказе.

Гарантия 3 года.


Русскую печь с полной футеровкой горнила шамотом, а также с теплоизолированной заслонкой можно достаточно легко переоборудовать для работы на природном газе или на пропан-бутане, и обжигать в ней керамику собственного изготовления (красная глина или шамот). Это значительно более дешёвое решение, чем покупка специализированной муфельной электрической печи или футерованной шамотом печи на газе для обжига керамики.

Образцы обожжённых шамотных изделий. Цвет белый и окрашенный в массе пигментами, который могут давать любой цвет и оттенок.

Сегодня я был в одной фирме в Киеве, которая профессионально занимается изготовлением шамотных изделий ручной формовки. Был приятно порадован разнообразием изделий, которые способны придать печи или камину неповторимый, уникальный и очень изысканный вид. Уже подумываю о собственной небольшой мастерской для изготовления нужных мне элементов и деталей...

Кстати, указанные выше атмосферные пропановые горелки на 30 кВт с автоматикой можно применять для нагрева печных конструкций вместо дров, но топку в них обязательно нужно футеровать шамотом в 1/2 кирпича, так как красный керамический полнотелый кирпич такой сильный нагрев не выдержит. В котле в одной топке может быть 1 или 2 газовые горелки на 30 кВт.

_________________
С уважением, Игорь Сергеевич
Из Украины
P.S. Всё сказанное — IMHO (In My Humble Opinion; «по моему скромному мнению»), если не оговорено иное.


S-0755 (Печь электрическая КЕ 250 L Rohde).jpg
 Описание:
Камерная электрическая студийная печь 250 литров, 380 вольт, 1280°C
 Размер файла:  38.93 КБ
 Просмотров:  1673 раз(а)

S-0755 (Печь электрическая КЕ 250 L Rohde).jpg



S-0734 (Печь раку KR 150).jpg
 Описание:
Камерная печь для проведения раку-обжигов (горелка от пропановых баллонов), объем 150 л, до 1150°C, с комплектом раку-обжига
 Размер файла:  22.7 КБ
 Просмотров:  1471 раз(а)

S-0734 (Печь раку KR 150).jpg


Посмотреть профильОтправить личное сообщение
IgorUA



Зарегистрирован: Ср 13 Июнь 2007, 19:11
Сообщения: 1101
Регион: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: Сб 23 Август 2008, 20:40 Ответить с цитатойВернуться к началу

Обжиг керамики и фарфора

Цитата:
Огонь — стихия, породившая керамику, огнем и заканчивается ее изготовление.

Обжиг керамических изделий можно вести в один или несколько приемов: предварительный (утельный, или бисквитный), дообжиг (второй, или политой) и обжиг декора (их может быть несколько). Обжиг формирует структуру черепка и свойства керамических изделий. Обычно проводят двукратный обжиг:
• утельному (до глазурования);
• политому (после глазурования).

Применяют также однократный скоростной и бескапсельный обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные надглазурными украшениями, подвергают третьему обжигу — муфельному.

Утельный обжиг в зависимости от состава черепка и назначения фарфоровых изделий проводят при температуре 900-1000°С, а политой — 1350-1400°С. При утельном обжиге удаляет механически и химически связанная влага, черепок приобретает необходимую прочность при достаточной для впитывания глазури пористости. Реакции взаимодействия исходных компонентов массы протекают в твердой фазе.

Для обжига применяют печи:
• непрерывного действия — туннельные;
• конвейерные с шагающим подом;
• роликовые щелевые;
• периодического действия — горны.

В печах непрерывного действия поддерживается более строгий температурный режим, сокращается время обжига и обеспечиваются нормальные условия работы при загрузке и выгрузке. В качестве топлива используют нефть, газ и электричество (в электропечах). После утельного обжига керамические изделия либо декорируют послеглазурными красками, глазуруют и подвергают политому обжигу, либо глазуруют, обжигают и декорируют.

Фарфоровые изделия после утельного обжига чаще всего глазуруют, а затем обжигают.

Тугоплавкую глазурь в виде суспензии наносят методом окунания, обливания и пульверизацией. После глазурования с ножки или верхнего края форфорового изделия счищают глазурь, чтобы предупредить сплавление их с подставкой во время политого обжига или другими изделиями при обжиге «в спарку». Это отличительный признак фарфоровых изделий; фаянсовые изделия полностью покрывают глазурью.

Перед политым обжигом изделия помещают в шамотные капсели и тщательно предохраняют от сплавления друг с другом и с капселем. Капсели устанавливают на вагонетку и направляют в туннельную печь. Применяют также бескапсельную загрузку на специальные этажерочные вагонетки. В процессе обжига формируется черепок с необходимыми физическими и химическими свойствами. При политом обжиге происходят расплавление глазури, равномерное ее распределение по всей поверхности изделия и сплавливание с черепком.

Строгое соблюдение определенного режима температуры, скорости ее подъема, времени выдержки и газовой среды — непременное условие проведения обжига. При нарушении этих требований образуются дефекты, ухудшающие внешний вид и свойства готовых изделий. Политой обжиг можно разделить на ряд периодов, каждый из которых протекает при определенном температурном режиме и газовой среде, что обеспечивает постепенное формирование черепка с необходимыми свойства.

• Первый период протекает при температуре до 900-940°С; скорость подъема температуры 100-140°С в час. Из массы удаляется остаток гигроскопической влаги, происходит разложение глинистых веществ, карбонатов, выгорание органических примесей. В этот период поддерживает окислительная газовая среда. Реакция протекает в твердой фазе, в этот период начинается спекание черепка, которое сопровождается усадкой. На поверхности пористого черепка, который обладает высокий каталитический и адсорбционной способностью, осаждается углерод, выделяющийся при сгорании топлива. Углерод придает черепку серый цвет.

• Второй период обжига протекает в сильно окислительной среде при температуре 940-1040°С. Он является подготовительным к самому ответственному этапу — обжигу в восстановительной среде. В этот период выравнивается температура, завершается выделение остатков гидратной воды и полностью выгорает сажистый углерод. Если углерод не выгорит до расплавления глазури в третьем периоде, то изделие будет иметь серую или буроватую окраску либо покроется мельчайшими кратерообразными точками — наколами. Вследствие расплавления полевого шпата образуется жидкая фаза, которая цементирует твердые частицы и обуславливает повышение механической прочности черепка. Происходит процесс кристаллизации глинозема и начинает образовываться муллит.

• Третий период ведется при температуре 1040-1250°С в восстановительной среде, которая необходимая для перевода окисного железа в закисную формы. Закись железа образует силикаты, который придают черепку голубоватую оттенок. На этом этапе вначале образуется силиманитоподобный ангидрид, а затем муллит и кремнезем в виде кристобалита. Продолжается спекание черепка, сопровождающие интенсивной, так как кристаллические частицы соединяют вязким расплавом. При температуре выше 1200°С вязкость расплава снижается, и на границе твердой и жидкой фаз сближаются под действием поверхностных сил частицы кварца, продукты разложения каолинита и кристаллы муллита. Образование легкоплавкого силиката закиси железа способствует развитию жидкой фазы. На этом этапе начинается расплавление глазури. Скорость подъема температуры — 30-35°С в час.

• Четвертый этап, завершающий формирование черепка, начинается при температуре 1250°С и заканчивается при 1380-1410°С, протекает он в нейтральной среде. Происходят окончательное спекание черепка, разлив глазури и сплавление с черепком. Активнее протекает процесс взаимодействия полевошпатового стекла и аморфного кремнезема из каолинитового остатка, что способствует заполнению промежутков между кристаллами муллита. Одновременно укрупняются кристаллы муллита в полевошпатовом стекле и уменьшаются размеры остаточного кварца. Протекают диффузионные процессы, обуславливающие равномерное распределение кристаллических новообразований в черепке.

• Период заканчивается выдержкой изделий при максимальной температуре в течение 1,5-3 ч. Чем продолжительнее выдержка изделий, тем больше образуется кристалла муллита. Игольчатые кристаллы муллита, переплетаясь, способствуют повышению механической прочности и термической стойкости черепка. При этом ускоряется процесс муллитизации за счет растворения кварца в стекле и насыщения его кремнеземности. Образующиеся кристаллы муллита как бы врастают в стекло, в нерастворившихся зернах кварца. При повышении температуры обжига уменьшается пористость черепка, так как пустоты заполняются стекловидной массой и другими структурными элементами. Однако при повышении температуры выделяются газы из полевошпатового стекла, вспучивается черепок и снижается качество изделий.

• Пятый, диффузионный, период обжига соответствует выдержке изделий при максимальной температуре обжига. После обжига начинается процесс охлаждения. До температуры 600-530°С охлаждение проводят со скоростью 250-200°С в час. Затем процесс резко замедляется, при этом происходят ионные модификации, сопровождающиеся большими изменениями объемов, в результате чего возникают внутренние напряжения. Помимо этих напряжений, возникают напряжения вследствие перехода стекловидной массы из пластического состояния в упругое.

Продолжительность политого обжига в туннельных печах от 18-22 до 32-34 ч. На некоторых предприятиях керамические изделия, в том числе и фарфоровые, подвергают однократному бескапсельному обжигу. При этом цикл производства сокращается до 3-5 ч, значительно снижается расход топлива, повышается производительность труда, уменьшает себестоимость готовой продукции.

Главная задача однократного обжига — обеспечение непромакаемости черепка при глазуровании изделий, высушенных до содержания влаги 1%. С этой целью в массу вводят высушенные до 4-7% трошковской глины или специальных пластифицирующих добавок, способствующих повышению водостойкости, в том числе и некоторые виды пластических масс. Однократному обжигу подвергают в основном толстостенные изделия — кружки, салатники, масленки, сахарницы, которые при глазуровании без утельного обжига не размокают, не деформируются и не разрушаются.

При обжиге на изделиях могут образоваться следующие дефекты: искажение размеров и формы, щербины, задувка, прыщи, пузыри, засорка, желтоватый оттенок и т.д. После обжига изделия проверяют для выявления дефектов. Изделия, отвечающие предъявляемым к ним требованиям, декорируют.

Современная электрическая печь представляет собой металлический каркас, обложенный огнеупорным кирпичом или другими огнеупорными материалами, внутри которого по стенкам уложена металлическая проволока (нихром). Такую печь можно сделать самостоятельно, заказать или купить у изготовителей электрических печей (более подробное описание печей и перечень организаций, их изготовляющих, см. в приложении). Обжиг — не только технологический процесс, но и могущественное художественное средство. Управляя огнем, керамист может добиться возникновения различных фактур, тончайших градаций цвета черепка и глазурей. Поэтому, несмотря на высокие достижения современной индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнем, изучают примитивные обжиги — в полевых и земляных печах, «раку», капсюльные обжиги и многое другое.

Теоретически в зависимости от среды, в которой происходит обжиг, его разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, при котором получается обычная красная или белая (в зависимости от свойств глины) посуда. При восстановительном обжиге, когда при температуре 900°С замазываются все топочные устья и керамика томится без доступа кислорода, изделия становятся аспидно-черными. Такую керамику называют томленой, задымленной, чернолощеной, а в простонародье изделия из нее называли синюшками. Теперь мы знаем, что такая керамика появилась еще на заре земной цивилизации, в Древней Этрурии. Технология ее изготовления этрусскими гончарами известна нам только в общих чертах, так как с исчезновением Этрурии как самостоятельного государства эта технология там никогда не возобновлялась.

На Руси чернолощеная, как и другая гончарная, керамика была потеснена майоликой, фаянсом и фарфором. С появлением электрических печей для обжига керамики эта технология исчезла почти совсем, так как применять ее в обычных электропечах невозможно. Наука давно уже дала объяснение процессам, происходящим в горнах, с которыми работали наши предки. В таких печах происходила обычная восстановительная реакция. В процессе этой реакции черепок приобретает серую и даже черную окраску, так как окись железа переходит в закись, которая способна образовать шпинель FеОFе2О3, окрашивающую черепок в темные (до черного) тона, в зависимости от температуры обжига, применяемого восстановителя и качества лощения посуды. Восстановителем, как правило, служит окись углерода (СО), которая выделяется при сгорании органических веществ — угля, дерева и др.

При избытке восстановительных газов вследствие графитизации при кристаллическом (на накаленной глине) разложении сложных углеводородов ко времени спекания можно получить черепок серебристо-черных тонов. В техническом отношении такой черепок отличается хорошей электропроводностью. Еще очень важным при восстановительном обжиге является то, что сильно увеличивается усадка обожженного черепка, что естественно приводит к снижению его водопоглощения по сравнению с обжигом в окислительной атмосфере. При восстановительном обжиге в черепке происходит процесс восстановления железа из его оксидов наподобие процессов, происходящих в доменной печи:
Fе2O3+ ЗСО = 2Fе + ЗСО2 + 32 кДж/моль.

Но эти процессы происходят только при температурах, близких к температурам доменного процесса, а при более низких температурах, которые создаются в печах для обжига керамики, оксид железа теряет кислород не полностью и полного восстановления железа не происходит. Мы получаем не чистое железо, а, вероятно, его закись (Fе3О4), то есть окалину, которая, как известно, черного цвета. Более точные данные о результате восстановительного обжига можно получить только после точного химического анализа восстановленного черепка. Раньше этот процесс сопровождался большим выделением дыма и, конечно же, мог совершаться только под открытым небом и в деревенских условиях. Повторить его в условиях мастерской крайне трудно, даже применяя самую совершенную вентиляцию. Поэтому производство чернолощеной керамики носит в настоящее время эпизодический характер Известная с древних времен и некогда очень популярная в народе, она в настоящее врем почти полностью исчезла в России, а попадай к нам в виде отдельных изделий из Украины и Грузии, где чудом сохранилось ее производство. Мы занялись возрождением производства чернолощеной керамики и после четырех лет работы добились нужного эффекта в электрической печи (своей конструкции) практически в комнатных условиях.

Традиционная гончарная чернолощеная керамика не требует применения глазури и имеет значительные преимущества перед обливной керамикой вообще и обливной, сделанной литьевым способом, в частности, Во-первых, при ее изготовлении не требуется второй обжиг, а значит, вдвое сокращается расход электроэнергии и время на ее изготовление; во-вторых, не требуется глазурь, затраты на которую составляют чуть ли не треть цены изделия; в-третьих, резко увеличивается прочность и снижается температура спекания черепка. Она имеет и эстетические преимущества: ее сейчас воспринимают одновременно и как традиционную, и как суперсовременную. При изготовлении обливной керамики температуру утельного обжига доводят до 800-850°С только с одной целью: чтобы потом при глазуровании изделия не размокли. Второй обжиг — политой — идет при более высокой температуре: для гончарных изделий — 900-950°С. При этом обжиге происходит окончательное спекание черепка и заплавление глазури. Глазурь применяется в керамике для того, чтобы, во-первых: изделие не протекало, во-вторых: по глазури можно специальными красками нанести рисунок. Глазурные краски приготовляются очень просто. Берутся красители, приготовленные на металлической основе, и перетираются с глицерином или со старым перебродившим пивом. После того как они высохнут, вы ими пользуетесь, как акварельными красками.

Печь восстановительного огня, в которой при обжиге чернолощеной керамики происходит восстановление железа из его окиси, позволяет также восстанавливать металлы, содержащиеся в глазурях, и получать различные металлические оттенки и блеск на керамических изделиях. Прежде чем начать восстановление глазури, ее нужно обжечь в обычных условиях, а затем снизить температуру, чтобы глазурь приобрела достаточную вязкость. Очень важно точно установить момент, позволяющий перейти к восстановлению. Если глазурь слишком остыла, получается газонепроницаемая поверхность, при которой восстановители не могут воздействовать на входящие в состав глазури металлические соединения; если глазурь еще жидка (маловязка), то восстанавливающиеся металлы растворяются в жидкой глазури, тонут в ней, не удерживаясь на поверхности глазурного слоя. Избыток восстановителя в этот период обжига может привести к общему почернению поверхности глазури и образованию пузырей.

Процесс восстановления осуществляется двумя способами: либо после завершения процесса обжига снижают температуру и забрасывают восстановители: либо после утельного обжига в окислительной печи сосуды помещают в восстановительную печь и производят восстановление. Оптимальной температурой восстановления следует считать температуру несколько выше (на 30-100°С) температуры начала размягчения, зависящей от состава глазури. Для большинства глазурей невысокого огня в зависимости от их состава оптимальная температура восстановления колеблется в пределах 600-650°С или 680-720°С. Расход восстановителей на 1 м3 емкости муфеля: для твердых восстановителей 1,2-1,5 кг/м3, для жидких — 1,5-2 л/м3. Время, необходимое для восстановления, а также степень восстановлении зависят от интенсивности восстановителя в желаемого цвета. Во избежание повторного окисления глазури восстановительная среда должна поддерживаться, пока температура не опустится до 400-450°С.


Кувшин для кваса из гаварецкой керамики
Цитата:
Глечик для квасу з гаварецької кераміки
(Жбан для квасу чи узвару)

Цена 230 грн. (~$50)

Кувшин ручной работы.

Материал: черная (гаварецкая) керамика.

Емкость 5 литров.

Кувшин можно ставить в микроволновую печку и духовой шкаф.

Кувшин выжигается под конкретный заказ, поэтому доставка будет выполнена в пределах от 5 до 30 рабочих дней.

Доставка за счет заказчика!

Кувшины из глины имеют свойство надолго сохранять свежесть и прохладу воды, молочных продуктов. Гаварецкие кувшины изготовлены без использования химии, они неглазурованные.

Изделия из керамики никогда не выйдут из моды: тысячи лет люди пользовались глиняной посудой и современные технологии не смогли существенно изменить эту традицию, а только придали керамическим изделиям новую эстетику.

Современная керамическая посуда максимально сохраняет вкусовые качества продукта, его питательные свойства.


Цитата:
Дымленная керамика Гавареччины
Сейчас в селе печь зажигают лишь четырежды в год

Ирина ЕГОРОВА, Львов

В селе Гавареччина вам расскажут легенду, как капризная жена одного из князей Вишневецких выжила из села Белый камень всех гончаров. Пани Тереза решила, что ей мешает дым гончарных печей, дескать, небо застит, и упросила мужа переселить гончаров в лес, подальше от господских очей. Вот так село Гавареччина и появилось — в сказочном, потаенном месте, где даже никакой дороги обустроено не было, что, впрочем, быть может, и помогло селу сохранить на многие годы его уникальность. Говорят, гаварецкие мастера, как их ни уговаривали и не стращали Сибирью, так в колхоз и не пошли. Они жили своим укладом, на хлеб зарабатывали гончарным кругом, пока не стало им совсем невмоготу…

Перед Второй мировой печей в селе было девяносто, практически в каждом дворе. Сегодня, страшно сказать, их осталось всего две, у братьев Бакусевичей, да и то поговаривают, что один уехал недавно на заработки в Италию, так что можно не без горечи утверждать, что аутентичное искусство Гавареччины практически умерло. Так считают пессимисты, оптимисты же, а среди них художники и искусствоведы, настаивают, что гаварецкая керамика возрождается, обретает второе дыхание в современных работах. О чем и свидетельствует выставка, организованная во львовской галерее «Равлик».

— Вы знаете, как рождается дымленная, черная керамика? — спрашивает художник-керамист Ярослав Мотыка. И сам же отвечает:

— Сначала из соседнего села везут глину, ибо гаварецкая слишком «постная». Местную смешивают с жирной, привозной, потом долго месят особенным способом — режут пластинами, пока она не станет однородной, тягучей массой, готовой возлечь на гончарный круг. Мастер крутит круг, и под его пальцами рождается, к примеру, кувшин. Потом таких 300 или 400 уже полностью высушенных вещей ставят в печь, а в специальное отверстие закладывают дрова — бук, ясень, граб, березу. И обязательно, чтоб дрова были сухими, аж звенели, как железо на наковальне. Только тогда удастся достичь нужной температуры в печи — от 700 до 1000 градусов. Когда же изделия становятся красными до прозрачности, сначала с одной стороны, а позже и с другой — только опытный мастер знает, когда и что именно, — печь засыпают землей. И чем тщательнее это сделают, тем качественнее будет керамика. Всего же весь процесс обжига или обкуривания, как говорят мастера, растягивается до 12 часов. Но, не дай Бог, передержать — выйдут одни черепки…

Сегодня можно с научной точки зрения рассказать, что происходит с глиной — в условиях нехватки кислорода поверхность покрывается чистым углеродом, что и придает изделиям оттенок от черного до светло-серого. Но это научное откровение ничего по-настоящему не расскажет, потому что гаварецкую керамику все-таки творит и рождает душа мастера и именно она дарует ей загадочный блеск, сродни космическому. Кто держал в руках такую керамику, знает, какое удивительное чувство в эти минуты возникает — чего-то родного, что не хочется выпускать из рук, и чего-то таинственного, что манит и чарует. Это совсем не россказни, это опыт предков, пронесенный сквозь столетия. Это приметы подлинности, которые потерять просто глупо. Нынче в селе за год в печь керамику закладывают лишь четырежды. Слишком дорогое это удовольствие. По сравнению с обычной керамикой производство дымленной обходится в шесть раз дороже. Мастера говорят: жить с нее нельзя, разве что для души делаем…

Конечно, не в одной Гавареччине создавали дымленную керамику. Черную керамику делали народы разных континентов — и в Америке, и в Азии, и в Африке, но наибольшая схожесть с украинской проявляется, конечно, в изделиях европейских мастеров: польских, чешских, румынских и некоторых других. По свидетельствам архивных источников, на территории Украины дымленная керамика известна с IV — III тысячелетий до нашей эры. А настоящий расцвет приходится на I тысячелетие н.э. Почти вся раннеславянская глиняная посуда была именно такой. Но постепенно высокое развитие дымленной керамики XIV — XVI вв. приходит в упадок в XVII веке, и связано это с распространением расписной керамики — яркой и более дешевой в производстве. Потом настало время фаянсовых мануфактур, фарфоровой, стеклянной и железной посуды.

В минувшем веке после войны керамика, в том числе дымленная, вновь получает свое развитие. Тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Нехватка посуды послужила «черному делу», помогла ремеслу дымленной керамики. Потом опять наступает почти забвение, в гончарных центрах в лучшем случае работают по два-три мастера…

Ныне в селе Гавареччина почти с трепетом вспоминают 80-е годы, когда на Львовщине началось широкое общественное движение по возрождению дымленной керамики. В 1984-ом в селе создают гончарную школу, где опытные мастера учат талантливую молодежь своему искусству. В Олесском замке, находящемся совсем рядом, открывается отдел гаварецкой керамики. А в 1988-м во Львовском музее этнографии и художественного промысла была развернута ретроспективная выставка произведений гаварецких мастеров. Сегодня, дойдя почти до предела невыносимой бедности, мастера говорят о времени, когда деятельностью и возрождением гончарного центра интересовалось, а, точнее опекало, Общество Льва, культурно- просветительские организации. Об этих годах напоминают сегодня, пожалуй, лишь проложенная дорога к селу и выставка гончарного искусства в Олеско. Школа гончаров в селе закрыта, леса вокруг нещадно вырубаются, недавно проложенную единственную дорогу уничтожают тяжелые лесовозы с древесиной. Сейчас, чтобы растопить печь, нужно километров за восемь искать сухие буковые дрова. А уж молодых подручных себе мастера днем с огнем не сыщут. В селе нет общеобразовательной школы, медпункта, перестал работать магазин, замучили перебои с электроэнергией. Не удивительно, что вся молодежь разъехалась по близлежащим городкам и крупным селам, расположенным на магистральных трассах. «Если бы нас еще налоги не душили, — жалуется Евгений Бакусевич. — А то работаем практически в убыток, — не то чтобы прожить, а чтоб хоть как-то просуществовать…»

И все-таки у гаварецкой керамики много друзей. Взять хотя бы заматеревших сегодня членов Общества Льва, которые тогда студентами влились в общество: и статьи писали, и ярмарки устраивали да и просто знакомым, что называется, глаза открывали на дымленные творения. Супруги Ярослава и Ярослав Мотыки, ныне известные керамисты, тогда в селе чуть ли не жили. И хоть сами занимаются иной керамикой, свою любовь к Гавареччине передали дочери, она — искусствовед, много пишет об этом удивительном народном промысле.

А вот супруги Уляницкие дымленную керамику подняли на еще более высокий пьедестал. Владимир работает с большими формами, у круга сидит, коваными железными кружевами дымленную керамику обрамляет. Мыслит, что называется глобально. Лидия же делает лепнину, узоры, все малые формы. Еще она частенько, не стесняясь, выходит на базар. Изделия разложит и начинает с прохожими разговоры вести — как хорошо кофейку попить из дымленной джезвы, а уж какие голубцы получаются, если в черной кастрюле да в печь их поставить! И рассказывает, как мак растереть нужно в настоящей макитре, по традиционному методу. И тогда кутья — пальчики оближешь! Можно представить, как накрывает она к Рождеству стол, как готовит в своих собственных творениях 12 рождественских блюд. А уж какая это вкуснотища, представить невозможно! Лично я только из глиняных черных чашечках кофе пью, и то возникает удивительная аура спокойствия и незамутненности души. Словно останавливаешься и вспоминаешь, что рождены мы для того, чтоб жить по законам красоты и мудрости. Видно, и впрямь несет в себе эта продымленная глина удивительный код вечности. Так как же мы можем забыть о ней, не поддержать, не уберечь?!

Гаварецкая керамика — особенная, и люди, прикоснувшиеся к ней, не из рядовых. Юрий Гайда устроил в «Равлике» выставку дымленной керамики, которая еще нигде не экспонировалась. Он вообще делает многое первым и как никто. Разве «здравомыслящий» стал бы раскапывать подземелье костела ордена иезуитов только для того, чтобы люди знали, какие это были подвалы и какая жизнь там была. Денег вложил в это ровно столько, что можно было во Львове спокойненько особняк построить. А он еще и продал унаследованное от родителей имущество и в подземелье создал галерею. Чудак, да и только! Зато сегодня там толпится народ, разглядывает дымленную керамику, ахает и охает.

— Энтузиазм — это прекрасно, — говорит искусствовед Романна Мотиль, — Но гаварецкой керамике нужна поддержка государства. Даже если она выльется в отмену или хотя бы щадящие налоги для народных промыслов — будет уже хорошо. Хотя государственные дотации народным мастерам тоже не помешали бы. Нужно, чтобы работа народных умельцев была экономически выгодной. Лишь тогда не остановится гончарный круг.

№18, среда, 4 февраля 2004


Гончарное производство

_________________
С уважением, Игорь Сергеевич
Из Украины
P.S. Всё сказанное — IMHO (In My Humble Opinion; «по моему скромному мнению»), если не оговорено иное.


Древнерусская гончарная печь.gif
 Описание:
 Размер файла:  18.37 КБ
 Просмотров:  1730 раз(а)

Древнерусская гончарная печь.gif



Древнейшая гончарная печь для обжига керамики.gif
 Описание:
 Размер файла:  40.74 КБ
 Просмотров:  1909 раз(а)

Древнейшая гончарная печь для обжига керамики.gif



Zhban_na_kvas.jpg
 Описание:
Кувшин для кваса
 Размер файла:  26.09 КБ
 Просмотров:  1503 раз(а)

Zhban_na_kvas.jpg




Последний раз редактировалось: IgorUA (Вс 24 Август 2008, 00:05), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
IgorUA



Зарегистрирован: Ср 13 Июнь 2007, 19:11
Сообщения: 1101
Регион: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: Сб 23 Август 2008, 23:50 Ответить с цитатойВернуться к началу

Печь для обжига гончарных изделий
Цитата:
Из рис. 52-2 видно, что печь кладется на шанцах (на поставленных на ребро 12-фунтовых строительных кирпичах); кладется на печной глине (1/3—1/2 песка необходимо прибавлять в состав для предотвращения растрескивания высохшего раствора). Площадка под печь — желаемых размеров, в зависимости от объема обжигательного пространства (горна). На ней возводится топливник А с достаточным по объему пространством для развития пламени (70-100 см); как из­вестно, топливо не должно занимать по высоте более 1/3 всего пространства топливника и должно вполне покрывать колосники (или решетку). Топливник, в плане, дол­жен быть равен поду обжигальной печи; его верх перекрывается сводиками В с целью пропустить в об­жигальное пространство горячие продукты горения. Затем эти продукты горения будут выведены через верхушку свода Б печи в нисходящие боковые каналы Г по обеим сторонам печи, по соседству с которыми проходят каналы для подогревания холодного воздуха, подводимого к поддувалу,— под колосники. Такого рода устройство обеспечивает минимальный расход топлива и наиболее высокую температуру. Детали устройства видны из помещенного ниже рисун­ка 52-1.

Рис. 52. Печь для обжига гончарных изделий.

Печь присоединяется к хорошо действующему ды­моходу железной (можно гофрированной нержавеющей) трубой диаметром не менее 15 см (так называемый третник), снабженной задвижкой в трубе дымохода, при помощи которой можно регулировать тягу, а следовательно, и температуру печи. Для той же цели служит дверка Д поддувала (рис. 52-2).

Пуск в ход печи начинается с установки подлежа­щих обжигу вещей так, чтобы горячие газы омывали их со всех сторон; затем закладывается кирпичом насухую (стенка в 1/2 кирпича) устье обжи­гательной камеры перед металлической плотно закрывающейся дверцой, после чего разводится огонь в топливнике, который держится слабым 1—1,5 часа, затем постепенно усилива­ется и доводится в течение 2 часов до полной силы. Когда обжиг закончен, задвижку поддувала закры­вают и спустя некоторое время закрывают также за­движку дымовой трубы. В таком виде печь остывает до температуры, допускающей выгрузку обожженных предметов.

Не следует подвергать обжигаемые предметы вне­запным переменам температуры, впуская холодный воздух в печь (будут трещины в керамике и в глазури).


Топить сухими берёзовыми или дубовыми поленьями.

Можно уменьшить по высоте топливник под подом до 35-45 см, если размесить в топливнике 4 атмосферные газовые горелки мощностью по 20...30 кВт каждая. Пламя из грелок направлено вверх.

Загрузочная металлическая (чугунная) дверь печи изнутри утеплена базальтовым картоном толщиной 10 мм в несколько слоёв, например.

_________________
С уважением, Игорь Сергеевич
Из Украины
P.S. Всё сказанное — IMHO (In My Humble Opinion; «по моему скромному мнению»), если не оговорено иное.


Печь для обжига гончарных изделий.jpg
 Описание:
 Размер файла:  16.18 КБ
 Просмотров:  1963 раз(а)

Печь для обжига гончарных изделий.jpg


Посмотреть профильОтправить личное сообщение
дедШура



Зарегистрирован: Вс 5 Сентябрь 2010, 22:36
Сообщения: 59
Регион: М.О. г Красногорск

СообщениеДобавлено: Пн 6 Сентябрь 2010, 18:07 Ответить с цитатойВернуться к началу

Игорь Сергеевич крайне заинтересован в информации по этой теме
пока хочу просто что то сделать своими руками
имею в принципе промышленные запасы на мой взгляд очень приличной глины
проблемы с энергоносителями газ там будет через 2-3 года Embarassed
ну в общем как получится Радость

_________________
деньги зарабатываю головой
а мог бы и руками
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеПосетить сайт автораПозвонить автору
vova230



Зарегистрирован: Ср 24 Март 2010, 00:20
Сообщения: 811
Регион: Беларусь

СообщениеДобавлено: Пн 6 Сентябрь 2010, 23:35 Ответить с цитатойВернуться к началу

А вот интересно в таких печах (дровяных), посуда не закоптится? Или в процессе обжига сажа выгорит?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
IgorUA



Зарегистрирован: Ср 13 Июнь 2007, 19:11
Сообщения: 1101
Регион: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: Пн 6 Сентябрь 2010, 23:55 Ответить с цитатойВернуться к началу

В дровяной или угольной печи при температуре обжига 900-1000°С сажа успешно выгорает.

При работе печи на природном газе такой проблемы вообще нет.

На снимках заводская обжиговая печь, работающая на газе, в городе Косове (райцентр в Ивано-Франковской области на Украине).

Современные печи так уже не строят, так как эта печь долго выходит на режим обжига и долго остывает, что сильно сказывается на неэкономном использовании энергоносителей для разогрева печи.

_________________
С уважением, Игорь Сергеевич
Из Украины
P.S. Всё сказанное — IMHO (In My Humble Opinion; «по моему скромному мнению»), если не оговорено иное.


Заводская обжиговая печь.jpeg
 Описание:
Это уже другая заводская печь.
 Размер файла:  273.51 КБ
 Просмотров:  1532 раз(а)

Заводская обжиговая печь.jpeg



kosiv231.jpg
 Описание:
Заводская обжиговая печь в Косове
 Размер файла:  235.72 КБ
 Просмотров:  1444 раз(а)

kosiv231.jpg



kosiv241.jpg
 Описание:
Внутри печи в Косове
 Размер файла:  257.37 КБ
 Просмотров:  1480 раз(а)

kosiv241.jpg


Посмотреть профильОтправить личное сообщение
IgorUA



Зарегистрирован: Ср 13 Июнь 2007, 19:11
Сообщения: 1101
Регион: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: Вт 7 Сентябрь 2010, 00:15 Ответить с цитатойВернуться к началу

На снимке фрагмент глиняной обжиговой печи, которая применялась в Золотой Орде, а также посуда, обожжённая в такой печи.

Горячий дым проходил через отверстия в полке, которая являлась сводом для горнила в обжиговой печи.

На 2-м снимке схема такой печи.

На 3-м снимке современная газовая обжиговая печь, в которую по рельсам закатывается под-вагонетка, что позволяет более эффективно использовать печь, но падает качество обжига...

Есть ещё более экономные в эксплуатации разновидности печей, в которых в качестве теплоизоляции используется не шамотный легковесный кирпич типа ШЛ-0,4 (ШЛ-0,9; ШЛ-1,0; ШЛ-1,3) или ШТЛ-0,6 или муллитокремнеземистый легковесный кирпич МКРЛ-0,8 (он работает до 1250°С), а волокнистые теплоизоляционные материалы (муллитокремнезёмистый войлок, фетр или вата).

Из-за использования современных тоннельных печей для обжига керамического кирпича резко упало качество печного полнотелого кирпича. Sad

_________________
С уважением, Игорь Сергеевич
Из Украины
P.S. Всё сказанное — IMHO (In My Humble Opinion; «по моему скромному мнению»), если не оговорено иное.


Керамика_Золотой_Орды_ГИМ.JPG
 Описание:
 Размер файла:  193.15 КБ
 Просмотров:  1412 раз(а)

Керамика_Золотой_Орды_ГИМ.JPG



Старинная печь для обжига.jpg
 Описание:
 Размер файла:  22.41 КБ
 Просмотров:  1336 раз(а)

Старинная печь для обжига.jpg



52302_w640_h640_micheskih_izdelij_komplekt.jpg
 Описание:
 Размер файла:  67.52 КБ
 Просмотров:  1587 раз(а)

52302_w640_h640_micheskih_izdelij_komplekt.jpg


Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Александр В.



Зарегистрирован: Вт 20 Апрель 2010, 09:27
Сообщения: 26
Регион: г. Глазов

СообщениеДобавлено: Вс 18 Декабрь 2011, 19:07 Ответить с цитатойВернуться к началу

Приветствую.
Как думаете, для чего печь на шанцах (по рисунку 52-2)? Для меньшей отдачи тепла в фундамент? А также, может это и глупый вопрос, но, тем не менее мне это нужно знать, дверки справа и слева - это топочные дверки? Если да, то как они перекрыты, сводами?
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Nikolai



Зарегистрирован: Пн 24 Сентябрь 2012, 15:48
Сообщения: 5
Регион: Тула

СообщениеДобавлено: Вт 3 Март 2015, 11:01 Ответить с цитатойВернуться к началу

Благодарю отличная и полезная тема...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме




Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 3
Проект форум печников "Альянс. Печных Дел Мастера" © 2006-2024